На Урале детям объяснили художественные приемы картин о войне

0
5

На Урале детям объяснили художественные приемы картин о войне

В мультимедийном парке «Россия — моя история» прошла авторская экскурсия екатеринбургского художника Алексея Ефремова по открывшейся здесь выставке «Память поколений». В этой цифровой экспозиции представлены более ста картин о Великой Отечественной войне.

На Урале детям объяснили художественные приемы картин о войне

В полутемном зале, среди огромных экранов с произведениями живописцев Алексея Ефремова окружает группа девочек лет двенадцати. Все они учатся в художественных школах.

— Почему искусство называют выразительным? — спрашивает Ефремов.

— Потому что оно передает чувства, — кто-то из детей нерешительно отвечает.

— Правильно. Искусство всегда обращается к духу и ничего не делает напоказ. В его основе лежит свет, гармония и любовь. Во всех этих работах есть светлая идея, гармония в изобразительном языке, и любовь автора к людям, родине, и своему делу, — продолжает экскурсовод.

Перед нами появляется картина блокадного Ленинграда. На ней город окутан ледяной синевой, темное небо изрезано лучами прожекторов.

— Посмотрите, как автор передает ощущение тревоги: сколько здесь ломанных линий. И даже там, вдалеке, видите, взрыв…

— Здесь еще, среди туч, есть просвет, — обращает внимание Тася, прижимая к груди блокнот для зарисовок. Она единственная, кто не оставила его в гардеробе.

— Точно, — удивляется Ефремов. — В этой работе живописец еще и выразил надежду в этом маленьком светлом кусочке мирного неба.

В следующем зале нас встречает изображение боя во всю стену.

— Вот если бы вы такое нарисовали и принесли мне, то я бы сказал: «Ну, вообще молодец!». Но эта картина написана «в лоб». Здесь нет образа. Да, она тоже впечатляет. Но есть, например, полотно Виктора Попкова «Шинель отца». Стоит молодой человек и держит в руках шинель отца. Давным-давно ушедшего из жизни. Смотришь на эту работу, и слеза наворачивается. Хотя нет ни одного выстрела.… О! Там же «Письмо с фронта», Лактионова! — резко поворачивается экскурсовод.

И сколько же света в этой картине. Даже те, кто оформлял эту выставку, сделали письмо блестящим, искрящимся. Интересно, так же выглядит полотно в оригинале? А как сам Алексей Ефремов воспринимает мультимедийный формат выставки?

— Мне не очень нравится то, что нет оригиналов. Живопись надо смотреть вживую. Она тогда воздействует иначе. Своим размером, отделкой, языком. Мультимедиа — тоже очень интересно. Это другой жанр: творческая работа по поводу картины. И у нее свой режиссер. Он смотрит глазами зрителя, а не художника. Хотя и такая подача отчасти может передать энергетику произведения. Особенно если сосредоточить внимание на фрагментах, что-то рассказать. Но будь несколько оригиналов в зале — это вообще супер.

Экскурсия окончена, дети неуклюже тащат сумки с ватманами размером чуть ли не с их рост. Подхожу к Кристине Пономаревой, преподавателю юных посетителей мультимедийного парка.

— Мне понравилась выставка, — делится она впечатлениями. -Нестандартный взгляд на Великую Отечественную войну — работы живописцев. Мы привыкли, когда нам сначала рассказывают, что за художник, откуда он, по какой причине нарисовал данную картину. Стереотипно получается. А здесь Ефремов говорил так, как он чувствует. Конечно, важен и традиционный, исторический подход. Но благодаря этой выставке дети будут видеть картины и своими глазами, и глазами другого художника, и так, как это задумывалось автором.